Уровень стресса: синий — КУСТ
Уровень стресса: синий Рішення

Уровень стресса: синий

Во время пандемии непонятного и страшного много. Чтобы помочь людям, СМИ публикуют статьи о том, как справиться со стрессом. МОЗ делает инфографики и снимает успокаивающие ролики. Музыканты рассказывают, чем заняться на карантине. Но есть работа, которая выполняется незаметно, фоном. Это работа команды dnipro.design.

Они начали снижать стресс в городе до того, как это стало мейнстримом. Уже два года dnipro.design оформляют в едином стиле остановки, паркоматы, адресные таблички, общественный транспорт – всю городскую инфраструктуру. Много внимания уделяют тексту – надписи должны быть понятными, лаконичными, чтобы город говорил с людьми человеческим языком.

Весной 2020 года dnipro.design воплотили четыре проекта, связанных с карантином и пандемией.

Чтобы понять, почему дизайн – это не про красоту, мы поговорили с одним из основателей ОО dnipro.design Максом Гольдиным.

Три матроса

В кабинете Макса Гольдина целая стена занята табличками из прошлого века. Большинство – советского периода. Максим считает, что в то время человек и его потребности не имели значения. 

Один из основателей dnipro.design Макс Гольдин

– Об этом говорят формулировки. "3 МАТРОСА". Что это значит, не знает никто. "Граждане по вопросам пожарной безопасности принимаются вне очереди" и "Посторонним вход воспрещён". Мы в dnipro.design стараемся извиниться за неудобство перед горожанами, сообщить, что здесь будет, как это будет делаться, кем и в какие сроки. Таблички в СССР в основном разговаривали приказами – стоять, лежать. Важны были не люди, а только действие, которое им приказано сделать.

Напис на стіні будинку: "НЕ служебное место. НЕ машины НЕ ставить". Первые два "не" дописаны каким-то шутником
Эта надпись НЕ времён СССР, но хорошо иллюстрирует то, о чём говорит Максим

Макс Гольдин с 1992 года работал дизайнером в рекламном агентстве. Сейчас ведёт свой бизнес, а параллельно занимается инженерными вопросами в dnipro.design и контролирует подрядчиков. Говорит, что вопрос коммуникации городской среды с жителями стали поднимать совсем недавно. На русском и украинском информации нет, поэтому участники команды ищут её на английском. А Макс, например, читает фейсбук-страницу мэра колумбийского города Богота.

Два года назад они предложили мэру готовую концепцию дизайн-кода Днепра. Этот документ позволяет уменьшить количество рекламы на фасадах и сделать её не такой навязчивой – чтобы не отвлекала водителей, не закрывала красивые здания и не превращала Днепр в Гонконг. Чиновникам понравилось, что им дали конкретное решение и объяснили, как его внедрить. Теперь город и dnipro.design сотрудничают.

Макс называет примеры плохой коммуникации современного Днепра с жителями. 

– Самый худший дизайн, безусловно, в общественном транспорте. Вот эти все листики в файликах, объявления, реклама. На мой взгляд, это вызывает дичайший дискомфорт. Причём не всегда человек осознаёт, из-за чего именно ему некомфортно.

Объявления в маршрутках Днепра в грязных файликах выглядят печально. Надписи: "Уважаемые пассажиры, вход в автобус строго в маске и перчатке" и "Аптечка у водія"

Команда dnipro.design только начинает менять городскую среду. Самые заметные проекты – это дизайн-код, оформление остановочных павильонов и паркоматов, адресные таблички и айдентика города, в том числе логотип и уникальный шрифт.

dnipro.design проверяют, как новые адресные таблички смотрятся на домах Днепра
Объекты, оформленные dnipro.design. На переднем плане - остановка, на заднем - ограждение стройки метро

– Большинство задач мы ставим себе сами. Говорим: вот проблема, вот решение, только внедрите, пожалуйста.

Но "карантинные" проекты попросили сделать сами чиновники. И срочно.

Изоляция

– Утром позвонили – нужно оформить спецпропуска в транспорт. К вечеру мы уже сделали дизайн, нашли типографии, и утром пропуска были готовы. Проблема наших чиновников – ничего не планируется. Всё делается в последнюю секунду, в истерике. Так же было и с оформлением санитайзеров. 

Эти два проекта несложные. На санитайзерах важно было сообщить состав, написать, что это не для продажи и что это делает город. Пропуска сделать заметными и защитить от подделки. Но даже в этих проектах было по пятнадцать итераций, тестов и переделок. Сели и сделали – так не работает.

Жёлтые спецпропуска в транспорт, оформленные dnipro.design
Справа - аккуратные санитайзеры, которые оформили dnipro.design, слева - пример аляповатого санитайзера из интернета
Сейчас санитайзеры выглядят так, как слева. А могли бы выглядеть как-нибудь вот так, как справа

Дальше была навигация для штаба волонтёров – таблички, по которым можно быстро найти его в подвале здания.

Табличка "Штаб волонтёров" на окне оперного театра в Днепре
Штаб волонтёров находился в подвале театра оперы и балета

Ещё один проект dnipro.design сделали совместно с днепровской мастерской Bila Dzyga (это они сконструировали автоматический инклюзивный туалет для сквера "Прибрежный", фонари для парка Гагарина, остановочные павильоны). А во время карантина разработали бесконтактную гигиеническую станцию – устройство для дезинфекции рук. Такие станции установили в горсовете, больницах, магазинах, а несколько станций даже уехало в Лос-Анджелес. 

Бесконтактная гигиеническая станция, которую оформили dnipro.design, в больнице Мечникова в Днепре

Город как услуга

– Многие не понимают, чем отличается дизайн от художественного оформления. "Красиво" – это вкусовщина. Дизайн решает конкретную задачу. В нашем случае – минимизировать стресс от контакта с городской инфраструктурой. 

Мы хотим город без стресса. Мы город воспринимаем как услугу.

– А чиновников – как обслуживающий персонал, и так с ними и общаемся (их это напрягает, кстати). Хотим, чтобы общение человека с городом как с услугой было максимально комфортным.

Люди

– С фидбеком всё плохо. "Вы потратили все деньги из бюджета, лучше бы позвали профессионалов" – такого много в комментариях в фейсбуке.

Комментарий мэра Днепра Бориса Филатова: "Лучше на Тополе тротуары сделайте :))"

Часто люди жалуются на качество урн или плёнки на окнах троллейбуса. Dnipro.design не изготавливают это всё сами. Их дело – дизайн. Но они видят, что подрядчиков нужно контролировать.

– Мы прописываем паспорт объекта, вплоть до материалов, которые нужно использовать. Но когда горсовет просит подрядчиков сделать подешевле, те, естественно, делают это не за счёт своей прибыли, а за счёт качества материалов. Например, на первых троллейбусах, оформленных в новом стиле, плёнка со временем стянулась, по краям остался клей, на который оседала пыль. Теперь там чёрные полоски. Но мы уже стараемся жёстко говорить с подрядчиками. Авторский надзор – за нами.

Оформление люди тоже обсуждают. Для урн каких только описаний не придумывали: "сахар бросают в чай", "мусор топят в реке".

Timelapse

З будь-ким, можливо, траплялось шось подібне. Ви посеред вулиці з обгорткою морозива у руці, з якої капає солодка рідина, малеча хоче на батут, а телефонний дзвінок закликає до взаємності? І вже, в судомах, у пошуках урни, розумієте, що єдиний спосіб позбутися обгортки і відповісти на дзвінок — зробити вигляд, що шалений вітер вирвав її з рук і відніс до найближчого куща. Саме таке відчуття нещодавно охоплювало містян у спробі знайти урну для сміття. Все почалося з цього запису: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10204100035501556&id=1845160915 Згодом, як у класичному сюжеті (раптом задзвонив телефон): — Допоможіть зробити шкіци оздоблення урн. — На коли? — Звичайно на вчора. — Отакої...Кожен дизайнер знає це формулювання: «Хлопці, ви там як хочте, але завтра вранці почитаємо друкувати». Так було і цього разу.За декілька годин ми сформували завдання і зрозуміли основні проблеми, які потрібно вирішити за допомогою дизайну: помітність, зрозумілість та витривалість. Урну має бути добре помітно і легко знайти в той момент, коли вона потрібна. Звичайно ж, можна пофарбувати модель в яскравий колір, але це перше рішення, що спадає на думку. Воно неможливе у нашому випадку, бо урни вже пофарбовані у непомітний сірий. Тобто, нам потрібен кольоровий, але темний фон, яскраві контрастні позначки та дотепний зміст на принті. Зміст. Здається, що можна повідомити на поверхні міської урни? Чого нам бракувало — це зворотнього зв'язку, якщо виникла якась проблема з урною. Телефон. Номер служби підтримки, куди можна зателефонувати та повідомити, що урна на розі ось таких вулиць через край, зламана або брудна.Так, крок за кроком, формувався зміст: міська айдентика, дотепні акценти, службова й обов'язкова інформація. А також, попільничка, що спричинила між нами довготривалу дискусію: в який спосіб вона повинна вирізнятись?Перемогла більш наближена до реального виду метафора, на кшталт фільтру, але без рисочок, які згодом, додали самі містяни, коли гасили недопалки зовні попільнички. Добре, концепція та зміст готові. Тепер визначимо розмір та форму. В урбаністиці є правило - чим більше простору функціонально зайнято, тим менше місця для вандалів. З перших ескізів було прийнято рішення займати поверхню максимально і функціонально, не забуваючи про попільничку (^ - ^) y- ~~. Далі звичайна робота технічного дизайнера: композиція, підбір шрифтів, малювання піктограм, варіації розмірів, кілька макетів для тестування і у нас є три варіанти на попереднє узгодження. «Сьогодні на вчора». Якби не одне «але»: — Будь ласка, дайте телефон диспетчера, ми розташуємо його в належне місце макета. — Що за телефон диспетчера? Немає ніякого диспетчера у сміття. Сміттю не потрібен диспетчер, воно нікуди не дзвонить. (Ось так, поки сміттярі шукали телефон, з’явився +38 056 ХХХ ХХ ХХ.) — Робіть що хочете, але без телефону ми друкувати в серію не станемо.Ранком наступного дня — прес-конференція, сніг, десяток камер. «Пілот» злетів, хоча і не без віражів. Дивний телефонний номер потішив усіх і трохи розтопив лід.Але і це ще не фінал. Після того, як замовник порахував вартість наклейки, нам повідомили, що є рівно в чотири рази менше грошей і часу на виробництво. В голові промайнуло: «Все, торба»… Практично починаємо з початку, хоча, в нас вже є телефон «сміття». Для скорочення витрат змінюємо технологію друку з цифрового на шовкотрафарет, підбираємо плівку, зменшуємо розмір, зменшуємо розмір, зменшуємо розмір, далі - тільки листівки «на щастя-здоров'я». Збільшуємо. Знову, тести, віяла кольорів і плівок, крій, висічні форми, друк, логістика. Нарешті, наклад готовий і ми відправляємо на наступний етап свіжі, з чаруючим ароматом фарби, новенькі «обличчя» для берегинь чистоти нашого міста. Першу партію з 500 штук було змонтовано того ж тижня. В неділю ми вийшли на фотополювання для довгоочікуваних кадрів «в полі» і перше, що побачили, якийсь «підприємець» розклеїв рекламу інстаграм-крамниці на свіжих, блискучих урнах по всьому центру. Креативщика, що насмітив на урнах для сміття, знайшли, і, звичайно ж, більше він так не робив. А далі почалося справжнє життя: ми, як і комунальники, не знаходили собі місця, коли, майже через місяць, на урнах першої партії з'явилися сліди корозії та іржі, а замок ревізії не тримав кришку; переймалися через те, що дніпряни гасили недопалки об яскраву наліпку, ламали та перекидали урни, зривали їх з опор кріплення і виривали з землі. Пошкоджені урни знімали і вивозили на переробку і заміну, щоб зараз вони були завжди там, де їм і слід бути - під рукою в потрібну хвилину.Будь як, але тепер ви сміливо можете купувати морозиво. Ніяких стресів з обгортками більше не прогнозуємо - урни поруч, вулиці привітні, дихаємо вільно.Дніпро ~ хвилює довкілля Усім добра! 🙌

Опубліковано dnipro.design Середа, 9 січня 2019 р.

– В тот момент, когда ты контактируешь с урной, у тебя не возникает никаких вопросов. Ты быстро её нашёл – значит, она свою задачу выполнила. А когда ты рассматриваешь детали, тут начинается полёт фантазии. Это то, о чём мы говорили – мы не про красоту. Зато всё, что касается транспорта, люди воспринимают на ура. Там всё настолько ужасно, что любое улучшение сейчас – это радость.

Стресс

Карантин дал команде время сфокусироваться на больших городских проектах. Пока в горсовете решали другие срочные задачи, dnipro.design закончили Принципы оформления отдельно стоящих конструкций (билбордов, ситилайтов, которые сейчас сильно отвлекают водителей) и прописали паспорта для всех видов общественного транспорта.

Стараясь уменьшить стресс в городе, дизайнеры сами, пожалуй, испытывают много стресса. Выполнить срочные задания, согласовать проекты, проконтролировать подрядчиков, перечитать комментарии в фейсбуке, объяснить людям, что они не выдают пропуска и не могут просто прийти и "срочно снять некрасивую вывеску магазина".

Деньги для работы они тоже ищут сами. Город финансирует проекты вот так: нужно десять табличек – будут деньги на десять табличек. А распечатки, прототипы изделий, бензин, работа дизайнеров-фрилансеров – это всё из "кассы" dnipro.design.


Проекты, выполненные на карантине, призваны хоть немного снизить стресс во время пандемии. Но:

– Что важнее – сохранить жизнь на дороге или поработать в карантин над дизайном санитайзера? Мы постоянно работаем со стрессом. Так мы пытаемся сделать город комфортнее.

Матеріал опубліковано в рамках програми Media Emergency Fund, яку реалізує Львівський медіафорум, за фінансової підтримки Міністерства закордонних справ Чеської Республіки у рамках Transition Promotion Program. Погляди, викладені у цьому матеріалі, належать авторам і не відображають офіційну позицію МЗС Чеської Республіки.

Поділитися: